Восстановление бухучёта. Что главное?

Что главное в ведении бухучёта? Всё просто: этот процесс должен быть непрерывным. Чем больше в отчётности пробелов, тем проблематичней и дороже будет восстановление бухгалтерского учёта.

На начальном этапе развития своего бизнеса многие предприниматели предпочитают самостоятельно вести бухгалтерию. А иногда они прибегают к помощи друзей, знакомых или родственников. У этих вариантов есть одно существенное преимущество - низкая стоимость, иногда всё делается бесплатно. И всё идёт хорошо ровно до того момента, пока у налоговой не появляются вопросы - ведь предъявлять претензии родственникам и друзьям неудобно, а если ты сам допустил ошибку, то спрашивать и вовсе не с кого.

Какие будут последствия, если неправильно вести налоговый и бухгалтерский учёт?

Сначала, если вы исправно платите налоги и сдаёте отчётность, но ошибаетесь по крайней мере на 10% в меньшую сторону, то вам грозит штраф.

Немного о штрафах, назначаемых за грубое нарушение в ведении учёта:

  • если узнают, что вы занижаете налоговую базу, то вам придётся заплатить 20% суммы неуплаченного налога, от 40 тысяч рублей;
  • штраф составит 10 тысяч рублей, если вы нарушали в течение 1 налогового периода;
  • штраф составит уже 30 тысяч рублей, если вы увлеклись и нарушили в нескольких кварталах.

Грубым нарушением считается отсутствие счетов-фактур, первичных документов, систематическое (происходит не менее 2 раз в течение года) неправильное, несвоевременное отражение хозяйственных операций, материальных ценностей, денежных средств, финансовых вложений, нематериальных активов. Сделать ненамеренную ошибку несложно. Поэтому бухгалтерский учёт предприятия требует постоянного контроля.

В случае, если на протяжении 3 лет недоплата налогов дойдёт до 2 миллионов рублей, руководителю компании, кроме штрафа, угрожает и уголовная ответственность. Это подробно описано в 120 статье НК РФ.

Когда следует проводить восстановление налогового и бухгалтерского учёта?

  • заблокирован расчётный счёт компании;
  • если бухгалтерский учёт организации не вёлся на протяжении длительного периода времени или не вёлся совсем;
  • когда выяснилось, что бухгалтер вашей организации не справляется с обязанностями;
  • бухгалтер не документы и отдаёт базу 1С или исчез;
  • если вы ведёте подготовку к налоговой проверке;
  • вы обнаружили ошибки в первичной документации или она не соответствуют реальному положению дел;
  • контролирующие органы нашли ошибки в отчётности вашей компании, вам начислены штрафы и пени.

Зачем делать восстановление бухучёта?

Кроме тех ситуаций, когда у вас возникли серьёзные проблемы в виде блокировки счёта компании и штрафов, бывает полезно сделать восстановление учёта, чтобы:

  • подготовиться к проверке в налоговой службе;
  • сократить сумму налога;
  • настроить управленческий учёт организации;
  • минимизировать налоговые риски;
  • получить возможность планировать расходы организации;
  • наладить работу с первичными документами.

Какие существуют виды восстановления бухгалтерского учёта?

Восстановление — это процесс, который включает в себя не только обработку документации, но и создание необходимых документов: закрывающих документов (акты, счета, счета-фактуры, накладные), договоров. Причём, документация готовится для двух сторон — от контрагентов и от клиента тоже. Также необходим подсчёт займов, сумм на подотчёт и других расходов и доходов компании.

В зависимости от исходных данных и целей, стоит воспользоваться восстановлением разной сложности — частичным или полным.

Частичное восстановление бухучёта подразумевает работу над конкретными участками. Например, это может быть восстановление банковских операций, кассы, кадрового учёта и т. д. Это занимает меньше времени и, конечно, стоит дешевле.

Полное восстановление бухучёта — это комплексная работа над процессами организации. Проводится анализ всех участков бухгалтерского учёта и исправление в случае необходимости. Обрабатывается первичная документация за предыдущие отчётные периоды, сдаётся налоговая и бухгалтерская отчётность в ИФНС, ФСС, РОССТАТ, ПФР.

Как проходит процесс восстановления бухгалтерского учёта?

Любой вид восстановления бухгалтерского учёта включает в себя несколько этапов:

1) Руководитель организации предоставляет базы 1С, всю первичную документацию, банковскую выписку, отчётность за прошлые периоды.

2) Проводится анализ предоставленных электронных баз и документов.

3) Проверяется начисление отчислений и налогов в бюджет.

4) Выявляются проблемы, определяется необходимая степень восстановления, выполняется расчёт предварительной стоимости работ.

5) Выполняется проверка первичной документации на соответствия закону, готовятся недостающие документы и вносятся необходимые правки.

6) Составляется отчётность в ФСС, налоговую инспекцию и ПФР за предыдущие периоды, корректируется отчётность за текущие периоды.

7) Происходит разработка процессов оптимизации, даются рекомендации по повышению эффективности ведения бухучёта.